Морские перевозки грузов — из глубины веков по сей день!

Морские грузоперевозки – это самые древние перевозки на дальние расстояния, осуществляемые человеком. И один из видов деятельности, на котором специализируется наша компания. В понятие «морские грузоперевозки» мы закладываем полный перечень услуг, которые только могут быть востребованы на пути груза из точки вывоза в точку ввоза.

Подготовка груза к отправке

Грузоперевозки начинаются с подготовки груза к путешествию, с приведения его в транспортабельное состояние по всем параметрам. На этом этапе наши специалисты предлагают такие услуги, как:

  • упаковка груза в подходящий контейнер с учетом особенности груза (мягкая/жесткая упаковка, маркировка, опломбирование)
  • консолидация партий груза в один контейнер (от различных отправителей для одного адресата)
  • распределение груза в комбинированном контейнере на отдельные партии
  • подготовка всех транспортных документов
  • таможенные и карантинные формальности
  • доставка груза со склада заказчика в порт отправления
  • хранение груза на специальном складе в порту отправления
  • погрузочные работы


Весь комплекс работ и ответственность за пребывание груза в порту наша компания берет на себя. У вас нет причин беспокоиться, что груз потеряется или не успеет попасть на борт судна.

Контроль над следованием груза

С того момента, как судно выходит из порта и до момента его прибытия в конечную точку, наша компания осуществляет мониторинг за его передвижениями и контроль над каждым этапом перевозки. Поэтому вы всегда можете:

  • стабильно иметь сведения о местонахождении вашего груза в данный отрезок времени
  • изменить маршрут следования транспортного средства
  • получить информацию о прибытии вашего груза в место назначение за 2/3/4 дня — как вам будет удобно.

Прибытие груза на место назначения

Все наши судна по прибытию обязательно встречаются нашими партнерами, которые не позволят вашему грузу простаивать на судне или затеряться среди других грузов. Прибывая в пункт назначения, ваш груз сразу же попадает в надежные руки. Наши специалисты готовы:

  • осуществить разгрузочные работы
  • взять на себя таможенные формальности и оформление всех надлежащих документов
  • осуществить полную обработку контейнеров с вашим грузом в порту прибытия
  • поместить ваш груз на специально оборудованном складе в порту прибытия
  • доставить ваш груз до дверей вашего склада или по любому другому указанному вами адресу

Надежность и уверенность

Становясь клиентом нашей компании, вы перепоручаете нам все заботы и сомнения, связанные с морскими грузоперевозками. Вам остается лишь выбрать, что вам нужно – полный комплекс услуг (мультимодальные перевозки) или помощь на каком-либо этапе грузоперевозки. Наши специалисты всегда готовы «перехватить» ваш груз в нужную минуту в любой точке и довести его до требуемого пункта назначения. Наша компания, кроме прочего, занимается:

  • фрахтованием судов любой грузоподъемности
  • международными морскими контейнерными грузоперевозками
  • грузоперевозками по фидерной линии
  • экспедированием в порту
  • агентским обслуживанием вашего груза в порту
  • консультированием своих клиентов по любому вопросы, связанному с морскими грузоперевозками (лично, по телефону, онлайн)


Мы выберем для вашего груза оптимальный путь следования, чтобы доставить его в кратчайшие сроки не в ущерб качеству грузоперевозки. На любом этапе следования груза вы можете внести свою корректировку, если у вас изменились обстоятельства. Наша компания всегда пойдет вам навстречу и произведет все изменения в заказе с наименьшими потерями для клиента.


Основные термины


  • Bill of Lading, B/L (коносамент) - морская накладная на перевозку груза.
  • Виды коносаментов
  • Различия коносаментов заключаются в небольших, но важных нюансах, которые оговорены в определениях коносаментов, – от чего происходят виды коносаментов и на что они влияют.
  • Бортовой коносамент – On Board Bill of Lading (Board B/L) – удостоверяющий, что принятые к перевозке грузы реально погружены на судно.
  • Долевой коносамент – Delivery order – товарораспорядительный документ, выдаваемый перевозчиком или грузополучателем с подтверждением капитаном судна. Используется в случае частичной продажи грузополучателем товара до того, как он принял поставку. Долевой коносамент – распоряжение о передаче определенной части перевозимого груза в порту назначения другому лицу.
  • Застрахованный коносамент – Insured Bill of Lading – представляет собой сочетание транспортного документа со страховым полисом и служит доказательством как приема груза к перевозке, так и его страхования, применяется при перевозке грузов в контейнерах.
  • Именной коносамент – Straight Bill of Lading (Straight B/L) – составленный на имя определенного грузополучателя. По именному коносаменту груз передается в порту назначения тому получателю, который указан в коносаменте. Выдать груз другому лицу можно лишь на основании сделки, оформленной с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования.
  • Коносамент на предъявителя – передается в обмен на груз путем простого вручения.
  • Коносамент на груз, принятый для погрузки – Received for shipment Bill of Lading (Received for shipment B/L) – коносамент на груз, принятый для погрузки в порту в ожидании еще не прибывшего судна.
  • Линейный коносамент – Liner bill of Lading (Liner B/L) – коносамент, выдаваемый судоходной компанией или от ее имени и покрывающий перевозку на судах, курсирующих по регулярным маршрутам в соответствии с установленным и опубликованным расписанием.
  • Коносамент с оговорками ("нечистый" коносамент, "грязный" коносамент) – Claused bill of Lading (Claused B/L; Unclean bill of lading) – коносамент, в котором сделаны отметки о повреждении груза и/или упаковки.
  • Местный коносамент – Local bill of Lading – со ссылкой на сквозной коносамент, по которому груз принят к перевозке. Местные коносаменты имеют служебное значение для отчетности линии, порта и не являются товарораспорядительными документами.
  • Ордерный коносамент или оборотный коносамент – Order bill of lading; Negotiable bill of landing (Negotiable B/L) – по которому груз передается либо "приказу" грузоотправителя, либо "приказу" грузополучателя, либо "приказу" банка, либо по передаточной надписи того, чьему "приказу" он составлен. Если в ордерном коносаменте не указано, что он составлен "приказу" получателя, то считается, что он составлен "приказу" отправителя. "Приказ" – пометка о том лице, которому передается груз. Допустим, получатель не может работать с грузом в порту назначения, в этом случае груз принимает экспедитор, который и будет этим лицом.
  • Прямой коносамент – Direct bill of lading – коносамент, покрывающий отгрузку между непосредственными портами погрузки и выгрузки на одном и том же судне.
  • Сборный коносамент или групповой коносамент – Combined (Collapsible) bill of lading – на несколько грузов, предназначенных для различных грузополучателей.
  • Сквозной коносамент – Through Bill of Lading (Through B/L, TBL) – предусматривающий перевалку груза на другое судно в промежуточном пункте и покрывающий всю перевозку груза от порта погрузки до места конечного назначения. Такие перевозки возможны при наличии у перевозчика нескольких регулярных линий в различных направлениях или по договоренности между двумя перевозчиками – принимающим груз в порту отправления и доставляющим его дальше от порта перевалки. Обычно перевозчики, совместно перевозящие груз по сквозному коносаменту, оговаривают свои взаимные обязательства – каждый перевозчик отвечает только за тот участок пути, на котором он совершает перевозку. При сквозном коносаменте важно наличие четких отметок о передаче груза от одного перевозчика к другому.
  • Shipper - отправитель груза
  • Consignee - получатель груза
  • Notify party - сторона, которую перевозчик должен уведомить о прибытии груза. Обычно экспедитор или другой представитель получателя в порту.
  • Freight (фрахт) - плата за перевозку груза
  • Loading - погрузка
  • Discharging - выгрузка
  • Feeder (фидер) - контейнерная линия местного сообщения для перевозки внутри одного бассейна или доставки контейнеров от/до порта погрузки на океанское судно. При заказе перевозка на дальнее расстояние местная фидерная перевозка входит в сумму фрахта, отдельного заказа и оплаты не требуется.

Единица измерения стоимости работ и контейнеровместимости подвижного состава и складов.


  • TEU(Twentyfoot Equivalent Unit) – единица измерения груза, равная объему 1х20-футового контейнера. 1х40-футовый контейнер = 2TEU. Для 40-футового контейнера ставки, данные за TEU, необходимо умножить на 2.

Условия перевозок

Сокращения для линейных транспортировок между портами

  • FIOS – Free in/out (погрузка и выгрузка за счет отправителя);
  • FILO – Free in/Liner out (погрузка за счет отправителя, выгрузка за счет линии);
  • LIFO – Liner in/Free out (погрузка за счет линии, выгрузка за счет отправителя);
  • LILO – Liner in/out (погрузка и выгрузка за счет линии – полные линейные условия).

В зависимости от практики линии или конкретного порта к ставке могут добавляться различные надбавки:

  • CAF (Currency Adjustment Factor) – индексация курсовой разницы валют;
  • BAF (Bunker Adjustment Factor) – индексация изменения цен на топливо;
  • Wharfage – портовая пошлина;
  • CUC (Chassis Using Charge) – сбор за пользование шасси;
  • Documentation Free – сбор за оформление документов и ряд других.

Кроме порта контейнер в морских контейнерных перевозках может быть доставлен до контейнерного терминала (container yard) вблизи порта или в глубине страны в зависимости от активности линии на данной территории. И, конечно же, он может быть доставлен непосредственно до "двери" клиента. С учетом этого к основным линейным условиям могут добавляться следующие:

  • FICY – Free in/Container yard (без погрузки в порту – до контейнерного терминала);
  • LI-Door – Liner in / Door (погрузка в порту за счет линии – "дверь" клиента).

При этом следует учитывать, что даже при перевозке Door–Door, то есть "дверь"/"дверь", линия только подает контейнер по указанному адресу, но практически никогда не осуществляет затаривание/растаривание контейнера (stuffing/unstuffing). Этот вопрос грузоотправитель решает своими силами либо с помощью экспедитора.

CY (Container Yard) Контейнерный терминал – 1. Место хранения контейнеров перед/после их дальнейшей отправкой. 2. Условие перевозки при отправлении/прибытии — стоимость перевозки включает услуги по отправке от/до CY (фрахт, погрузка/выгрузка с судна, размещение на CY, НЕ включает услуги по приему/отправлению груза на/с CY)

DOOR Доставка до двери – условие перевозки при отправлении/прибытии – означает, что экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки до/от входных дверей/склада отправителя/полчателя; стоимость перевозки включает услуги по отправке от/до входных дверей/склада отправителя/получателя.
FI (Free In) Свободно от погрузки – условие перевозки при отправлении – означает, что фрахт не учитывает стоимости погрузки на судно.
FO (Free Out) Свободно от выгрузки – условие перевозки в месте назначения – означает, что фрахт не учитывает стоимости выгрузки с судна.

LI (Liner In)Линейные условия при отправлении – означает, что стоимость приема/обработки груза на контейнером терминале и погрузка на судно включены в ставку фрахта.

LO (Liner Out) Линейные условия при прибытии - означает, что стоимость выгрузки с судна и приема/обработки груза на контейнером терминале включены в ставку фрахта.

ВАЖНО! УСЛОВИЯ СТАВКИ ВСЕГДА СОСТОЯТ ИЗ 2 ЧАСТЕЙ – ИНФОРМАЦИИ ПО УСЛОВИЯМ ОТПРАВЛЕНИЯ И ПРИБЫТИЯ. Например FILO, LICY и т.д.

Сборы к базовой ставке фрахта (Оплачиваются линии в счет фрахта)

ALL IN (All Inclusive) «Все включено» – означает, что стоимость перевозки включает все дополнительные сборы, предусмотренные условиями перевозки. Например, если речь идет о фрахт на условиях LILO, это означает, что в ставку, кроме фрахта, погрузки и выгрузки, также включены все сопутствующие расходы, такие как BAF, CAF и т. д.

BAF (Bunker Adjustment Factory) Бункерная надбавка – дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, величина зависит от стоимости топлива на международном рынке. Может изменяться ежемесячно или ежеквартально. Обычно котируется за TEU (например 500 USD/TEU)

CAF (Currency Adjustment Factory) Валютная надбавка – дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, величина зависит от изменения курса валют. Может изменяться ежемесячно или ежеквартально. Обычно котируется в % к базовой ставке фрахта.

IMO Surcharge Надбавка за опасный груз.

ISPS или SEC (security charges) – портовый сбор за безопасность

GRI – плановое повышение базовой ставки с определенной даты.

THC (Terminal Handling Charges) Терминальная обработка груза – первоначально – любые услуги терминала по обработке груза: погрузка/выгрузка с судна, перемещение в штабель, выставление для производства работ и т. д. В настоящее время в практике сложилось следующее понимание данного термина – услуги по обработке груза, оплату которых в соответствиями с обычаями порта производит отправитель, если это порт отправления (oTHC), или получатель, если это порт назначения (dTHC).

Heavy Lift Charge – надбавка за превышение определенного веса груза (используется при большом количестве тяжелых грузов на определенном направлении).

PCS (Port Congestion Surcharge) – Надбавка в связи с перегрузкой контейнерных площадей порта.

PSS (Peak Season Surcharge) Надбавка в связи с сезонным возрастанием объема перевозок в определенное время года («высокий сезон»).

WarRisk Военные риски, взимается в портах, находящихся в зоне военных действий.

WinterSurcharge Зимняя надбавка, взимается в портах, где существует возможность обледенения акватории порта. Действует в зимний период.

ВАЖНО! Должен быть указан СРОК ДЕЙСТВИЯ ставки!

ВАЖНО! Стоимость фрахта определяется по дате ОТПРАВЛЕНИЯ груза (дате издания коносамента в порту Отправления)

Дополнительные условия и сборы (Оплачиваются местным агентам линии как правило через портовых экспедиторов)

Demurrage Штрафные санкции, взимаемые за сверхнормативное использование контейнера с момента его выгрузки на терминал до момента возврата порожнего контейнера в порт (для импорта) или с момента получения порожнего контейнера под погрузку до момента погрузки груженого контейнера на судно (для экспорта).

Период использования контейнера может быть разделен на Demurrage и Detention. Тогда Demurrage штрафные санкции, взимаемые за сверхнормативное использование контейнера с момента его выгрузки на терминал до момента вывоза с терминала. Detention штрафные санкции, взимаемые за сверхнормативное использование контейнера с момента его вывоза с терминала до момента возврата порожнего контейнера в порт.

AdministrativeFee = B/LFee = DocsFee (возможны другие обозначения) - сборы местного агента линии за оформление документов. Могут взиматься за коносамент или за контейнер.

Дополнительные сборы порта (Оплачиваются порту обычно через портовых экспедиторов, могут собираться напрямую портом или местными агентами линий)

Хранение (Storage) – ставка за сверхнормативное хранение груза в порту. Считается с момента выгрузки на терминал до момента вывоза с терминала. Взимается по ставкам порта. Обычно котируется за TEUи имеет возрастающую шкалу (чем дольше груз находится в порту, тем дороже каждый следующий день хранения).

За выставление на досмотр – ставка за работы по выставлению контейнера на площадку досмотра (таможенного, санитарного и тд). Взимается по ставкам порта, по факту.

Ставки за дополнительные операции – ставки порта за любые не предусмотренные в обычной схеме обработки контейнера работы (перетарка, взвешивание, наложение пломб, маркировка и т.п.). Взимаются по ставкам порта, по факту.

Ставка фрахта – это базовая ставка фрахта с изменениями и дополнениями по состоянию на дату заключения чартера. В основном она зависит от рода груза, расстояния и направления перевозки. Если размер фрахта не предусмотрен тарифом, то ставка фрахта устанавливается по соглашению сторон.

Букинг-нот – это договор фрахта, по которому отдельные партии груза закрепляют для очередного рейса линейного судна, перевозящего грузы по расписанию. Регулярные грузовые линии заблаговременно регистрируют грузы для очередного рейса или рейсов.

Фидерное судно – это небольшое судно, способное курсировать на сравнительно мелких глубинах. Эти суда встают под перегруз контейнеров, пришедших на линейном судне, и каждое собирает контейнеры по своему маршруту.

Линейное судно – это судно совершающее рейсы по расписанию между определенными портами. Обычно на линейных грузовых судах отгрузка товаров производится мелкими партиями. На каждую партию выдается отдельный коносамент. На линейном судне могут находится контейнеры с разными портами назначения.

экспортному), сертификации и страхованию грузов.